Совместный проект «Библиотека и МЧС: шаги к сотрудничеству»

Обоснование необходимости проекта.

 Работа библиотеки  в тесном  взаимодействии с другими структурами говорит о том, что координация и сотрудничество позволяют консолидировать все ресурсы для достижения оптимального решения в организации обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Безопасность детей – что может быть важнее? Актуальность и просто жизненная необходимость обучения и воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей несомненна.

 В современном обществе существует много угроз безопасности детей — это и электрические приборы, занятость родителей, неосторожное обращением с огнем, природные катаклизмы и многое другое.  Повседневная жизнь таит множество опасностей. Обеспечение безопасности жизни становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность. Сегодня вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, при необходимости правильно действовать, очень актуальны.

Для того, чтобы обучить подрастающее поколение правилам безопасного поведения, предотвратить возможные экстремальные ситуации, сформировать представления об основных источниках опасности, угрозы здоровью и жизни, научить детей осторожности, государственное учреждение культуры «Лоевская центральная районная библиотека» и Лоевский районный отдел по чрезвычайным ситуациям разработали проект «Библиотека и МЧС: шаги к сотрудничеству».

 Проект формирует общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения в области безопасности и чрезвычайных ситуациях, развивает умение правильно оценивать различные способности и совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.

  Спасатель МЧС – специалист по спасению пострадавших в экстремальных ситуациях, сотрудник системы Министерства чрезвычайных ситуаций. Эта профессия включает в себя сразу несколько специальностей: водитель, пожарный, альпинист, водолаз, лётчик, врач и др. Люди этой профессии обладают важными качествами, такими как дисциплинированность, смелость, самоотверженность, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, чувство товарищества.  Библиотекари и сотрудники районного отдела по чрезвычайным ситуациям постараются сформировать у детей желание физически совершенствоваться, знать правила безопасного поведения, уметь соблюдать и применять их в жизни.

  Главная цель проводимых мероприятий — обучить подрастающее поколение правилам безопасного поведения, предотвратить возможные экстремальные ситуации и научить осторожности.

Наглядные пособия, экскурсии в РОЧС будут способствовать более глубокому осознанию детьми норм и правил безопасности. 

В своем проекте мы хотели бы остановиться на серьезнейших чрезвычайных ситуациях, с которыми дети могут столкнуться в современной жизни и как гласит формула безопасности — научить детей: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. В связи с повышенной занятостью родителей, детям часто приходится оставаться дома в одиночестве. Потому в познавательных беседах библиотекари будут обращать внимание участников на необходимость соблюдения инструкций и мер безопасности при пользовании газа и электроприборов, знакомить с номерами телефонов экстренного реагирования.

Таким образом, партнёрские отношения со службой МЧС станут гарантией безопасности детей.

Цель проекта.

 Активизация познавательной деятельности по обеспечению пожарной безопасности, снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности.  Знакомство детей с особенностями профессии – спасатель МЧС, воспитание у них нравственных качеств, физической подготовки.

Формирование навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: пожарная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма, профилактика безопасного поведения на водоемах.

Развитие партнерских отношений и сотрудничество с учреждениями и организациями, занимающимися профилактикой чрезвычайных ситуаций, детского травматизма на дорогах, при пожарах и других ситуациях.

Задачи проекта:

 — обучение   детей правилам поведения в случае пожара или иной чрезвычайной ситуации, воспитание навыков личной безопасности;

— расширение представлений о правилах поведения в случае их возникновения;

— воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

—  содействие развитию личности ребенка в формировании убеждений, взглядов, характера;

— создание условий для обеспечения свободного доступа к информации и знаниям по безопасности жизнедеятельности;

— стимулирование   развития самостоятельности и ответственности;

— содействие формированию мужества и смелости, проявлению творческих способностей;

— формирование у детей представления о необходимости и важности труда спасателя МЧС;

-практическая отработка навыков безопасного поведения.

Ожидаемые результаты.

Совместная работа Лоевской центральной районной библиотеки со службой МЧС поспособствует обучению подрастающего поколения основам безопасности жизнедеятельности, умению правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах, различных опасных ситуациях, развитию познавательной активности, мышления, коммуникативных навыков.

Участие в мероприятиях поможет формированию высоких моральных, психологических и волевых качеств, выработке навыков самостоятельной работы и умение применять полученные навыки на практике в условиях той или иной чрезвычайной ситуации, хорошее развитие и закалку.

Ребята интересно и с пользой проведут свой досуг на познавательных мероприятиях по основам безопасности, узнают об удивительных историях спасения, героических поступках взрослых и детей, сложной профессии спасателя и пожарного.

Примут участие в сюжетно-ролевых играх, конкурсах, викторинах, соревнованиях, составлении памяток, встретятся с интересными людьми, посетят районный отдел по чрезвычайным ситуациям. Будет оформлена выставка информационных материалов «Мир такой прекрасный, но – небезопасный».

Всё это поможет развить умения быть компетентными в различных экстремальных ситуациях, грамотно использовать приобретенные знания в целях сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности. Процесс обучения будет проходить в увлекательной и непринужденной форме. Совместная творческая работа поможет выработать такие важные человеческие качества, как: терпимость, доброжелательность, взаимопомощь, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении цели и самоконтроль.

Реализация проекта.

 Срок реализации проекта: февраль – декабрь 2021 год.

Разработчики и руководители проекта:

 — ГУК «Лоевская центральная районная библиотека»;

—  Лоевский районный отдел по чрезвычайным ситуациям.

Участники проекта:

  •  Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Лоевского райисполкома;
  • Лоевская спасательная станция;
  • Отдел образования, спорта и туризма райисполкома;
  • Лоевская районная организация общественного объединения

«Белорусский республиканский союз молодежи».

Рабочий план. 

Форма и наименование мероприятия Сроки проведения Ответственные
    Анкетирование «Знаете ли вы правила безопасности на улице в зимнее время?».    Просмотр мультсериала «Волшебная книга МЧС».    Рекомендательный список «Художественная литература для детей по чрезвычайным ситуациям». Февраль Центральная библиотека.РОЧС.
Безопасные каникулы:— урок безопасности «Повторяем правила пожарной безопасности»;— конкурс детского рисунка «Опасный огонь»;— викторина «Красный, желтый, зеленый»;— просмотр мультфильма «Пожарная машина».— урок безопасности «Безопасность в каждом доме».— учебное занятие «Оказание первой помощи в случае травматизма». Март — апрель Центральная библиотека.РОЧС.
  Ситуационная игра «Если вам звонит в дверь незнакомец».Просмотр  мультсериала «Волшебная книга МЧС».  Оформление выставки детских рисунков «Опасный огонь». Апрель Центральная библиотека.
  Инфоурок «Причины возникновения чрезвычайных ситуаций».  Экскурсия в районный отдел по чрезвычайным ситуациям.  Викторина «Сказочный транспорт».Комментированное чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Воробышек и огонь». Май Центральная библиотека.РОЧС.Спасательная станция.
Школа безопасных наук «Юный спасатель»:— мини-игра «Запрещается — разрешается»;— урок безопасности «Повторяем правила поведения на дороге»;— викторина «Принципы безопасности»;— игровая программа «Пять шагов спасения»;— комментированное чтение художественной литературы:  А. Шевченко «Как ловили уголька». Июнь Центральная библиотека.Инспектор РОЧС.Инспектор ИДН.ОО «БРСМ».Спасательная станция.
  Час-размышление «Что надо делать, если…?» (Разбор  ситуаций, которые могут произойти с человеком).  Инфоурок «Нельзя ходить зевая!».  Игра-соревнование «Опасно-неопасно».  Консультация «Правила поведения на воде».  Комментированное чтение художественной литературы:В. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах… » Июль Центральная библиотека.РОЧС.
  Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы  – водители!».    Просмотр мультфильмов «Азбука безопасности Смешариков».    Библиографический обзор литературы  для детей  по безопасной жизнедеятельности. Август Центральная библиотека.Переделковская сельская библиотека.
   Беседа с элементами дискуссии «Основы пожарной безопасности».    Конкурс рисунков «Безопасный дом».      Комментированное чтение художественной литературы:  Холин Е.  «Как непослушная  хрюшка едва не сгорела». Сентябрь РОЧС.Центральная библиотека.РОВД
    Информационный репортаж «Здоровье и безопасность».    Обучающая игра «Правила безопасности на дороге».    Просмотр обучающего мультфильма «Светофор».    Комментированное чтение художественной литературы: К. Паустовский « Заячьи лапы». Октябрь РОЧС.Центральная библиотека.
   Конкурсная программа по ПДД «Безопасность на дороге».   Акция  «Стань заметней в темноте».   Комментированное чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Стёпа». Ноябрь Центральная библиотека.
    Квест-игра «Юные пожарные».            Составление памятки «Безопасная жизнедеятельность».    Комментированное чтение художественной литературы:Е. Новочихин «01». Декабрь Центральная библиотека.РОЧС.
Тематические выставки детских работ. Тематические книжные выставки. На протяжении работы проекта Центральная библиотека.РОЧС.
 Просмотр видеороликов  и мультфильмов «Знать об этом должен каждый: Безопасность – это важно!». На протяжении работы проекта Центральная библиотека.РОЧС.Спасательная станция.
  Видеолектории «Уроки безопасности».  Просмотр мультфильмов о безопасности. На протяжении работы проекта Центральная библиотека.РОЧС.Спасательная станция.
Распространение памяток по обеспечению безопасности детей. На протяжении работы проекта Центральная библиотека.РОЧС.Спасательная станция.
Организация взаимодействия библиотеки и социальных структур в целях профилактики поведения детей в чрезвычайных ситуациях. Привлечение родителей к занятиям в школе безопасности. На протяжении работы проекта Центральная библиотека.РОЧС.Отдел образования.
Работа с родителями.Консультации на родительских собраниях «Наша безопасность в наших руках». На протяжении работы проекта РОЧС.Отдел образования.

 Завершающий этап.

Мониторинг, цель которого – установить, способствует ли выполнение проекта достижению поставленных перед ним целей. Оформление результатов проекта, его презентация, оценка результата.